На этот детективный шедевр я наткнулась совершенно случайно - на распродаже в Стиме. После прохождения "Полночи в Сэйлеме" мне так и захотелось чего-то такого детективного, квестового, вдумчивого, чтобы исследовать, искать, думать, анализировать и как в старые добрые исписать весь блокнот заметками. Что ж, получила сполна. Но обо всём по порядку.
The Painscreek Killings [Убийства в Пэйнскрике или Пэйнскрикские убийства] - дебютный проект маленькой независимой студии EQ Studios, вышедший 27 сентября 2017 года, хотя русскую локализацию игра получила только в прошлом году, да и в целом они только сейчас начали потихоньку её переводить. Самое интересное то, что разработчики стремились в определённой степени подражать реальному детективному расследованию и рекомендовали вести свои собственные заметки, а ещё честно предупредили о лагах и багах.
Итак, август 1999 года. Действие происходит, как следует из названия, в вымышленном городке Пэйнскрик, что можно перевести как "река боли" или "поток боли", и, с учётом всего того, что в этом городе произошло, это чертовски точное название. Некогда это был оживлённый туристический пункт - прекрасные леса, горы, охотничьи угодья - но в 1995 в нём произошло жестокое убийство, и не кого-нибудь, а жены мэра Вивьен Робертс. Успешная бизнес-леди и благотворитель, она была зарублена топором и брошена у порога собственного особняка. Трагедия наделала много шума, убийцу так и не нашли, а город постепенно стал пустеть, пока не оказался заброшен полностью. Город и земли было решено выставить на аукцион, и вот тут появляемся мы.
Мы - молодая, подающая надежды журналистка Дженнет Келли, присланная в опустевший город своим главным редактором. В преддверии того, что Пэйнскрик скоро купят и, возможно, снесут, он поручил нам попытаться раскрыть преступление четырёхлетней давности, причём попунктно: найти убийцу, мотив и орудие убийства. Я не очень поняла, почему именно так, но, видимо, наш главред со странностями. И мы, то есть, Дженнет, соглашается ради громкого материала для первой полосы потратить свои выходные на распутывание невероятно сложного клубка событий, покрытого засохшей кровью, грязью и пылью 20-летней давности.
Примечание: как обычно, когда мне что-то очень понравилось, я могу говорить об этом часами, или, более подходящее в данном случае сравнение, печатными листами. Поэтому, как и в прошлый раз с постом о последней Нэнси Дрю, я спрячу основные пункты под кат, так же как и спойлеры (если они будут).Начнём с маловажного, сиречь с графики.Как я уже упомянула, разрабы сразу честно предупредили о лагах и багах, даже рассказали, как быть, если, например, игрок застрял за мебелью: нужно зайти в меню и нажать кнопку перезапустить, и игра отправит нас в точку последнего сохранения, а автосохраняется она со входом на каждую локацию. Меня игровые боги миловали, но читала отзывы и о застреваниях в текстурах, и падениях под локацию, и хождение сквозь мебель и прочая, прочая, прочая, однако же, не на постоянной основе.
Анимация тоже дубовенькая, а конкретно, деревья и трава, которые, кстати, ещё и умеют сквозь стены расти. Но, как известно, шевелящаяся растительность в принципе сложноисполнима.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/9/5/8/2958119/86983976.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/9/5/8/2958119/86983977.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/9/5/8/2958119/86983980.jpg)
Примеры глитчей и багов. Последнее не знаю - глитч или прикол от разрабов XD
В целом же и общем, текстурки очень красивые и натянуты как надо, на игру очень приятно смотреть. Так же радуют попытки в детализацию: везде и в каждом доме и комнате раскидана какая-то соответствующая этому месту мелочь и кучи коробок - город ведь закрывают и продают, и все уезжают или уже уехали - пусть и сделано это немножечко деревянно и однотипно.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/9/5/8/2958119/86983986.jpg)
Все интерактивные предметы можно взять, приблизить и повертеть.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/9/5/8/2958119/86983991.jpg)
Пару скриншотов для общего ознакомления.
А вот что странно, так это дефолтные хроматическая аберрация и виньетирование. Хроматическая аберрация придаёт изображению эффект преломления, словно мы смотрим через объектив камеры или линзу, а виньетка - это выцветающая чёрная рамка по краям. С учётом того, что мы играем за живого человека, наличие этих эффектов не совсем понятно. ГеймплейГеймплей представляет собой симулятор ходьбы из одной локации в другую с поиском полезных предметов и ключей от следующей локации. Ходьба щедро разбавлена чтением газет, записок, писем и дневников, и оного там очень много, так что имейте в виду. Каждый найденный предмет из вышеперечисленных ведёт вас куда-то ещё, раскрывает важный кусок сюжета, продвигает вас в расследовании или же просто представляет собой какое-то мелкое дополнение к истории города. Карта в игре есть, но её ещё нужно найти, да и обычная она, бумажная, никаких отметок и, тем паче, расположения игрока там нет. Но, собственно, Пэйнскрик не такой уж и большой, спустя какое-то время в нём станет легко ориентироваться. Хорошим помощником нам будет служить наша мыльница: запоминать всякое, да и просто пофотографировать красивые или удачные виды.
При этом — и это одна из самых замечательных, по моему мнению, черт игры - расследование нелинейно, вы сами решаете, откуда начать и куда идти дальше, основываясь на уликах и ключах, которые вы нашли. Игра не ведёт вас за руку, не показывает, куда направляться, в ней нет никаких "списков дел", которые нужно сделать, многое необходимо держать в уме: помнить, что там-то есть закрытый сейф, код от которого нужно посмотреть вот здесь; что вот в том доме осталась закрытая дверь, ключ от которой ещё не найден; что в каком-то из дневников или записок был упомянут ключ, спрятанный под цветочным горшком, стоящим слева от задней двери церкви — для этого и имеет смысл вести записи, ведь игру можно закончить в любой момент. Да-да, можно просто уйти по дороге из Пэйнскрика или сесть обратно в свою машину, отправить редактору ответ на его вопросы, от балды выбрав убийцу, его мотив и орудие и получить ачивку "Ты уволена" XD А можно, неправильно истолковав улики, обвинить невиновного. И даже если зайти игру заново, уже зная убийцу, проспидранить не получится: нас всё равно уволят за то, что мы не предоставили никаких доказательств.
И это всё действительно создаёт ощущение реального расследования. Нашёл ключ от дома человека, адреса которого не знаешь? Можно поискать в архивных записях в больнице или, возможно, кто-то из жителей собирался с этим человеком встретиться и записал его адрес в записной книжке? Нашёл ключ, но не знаешь от чего? Прочитай бирку, если она есть, осмотри внимательно сам ключ или место (стол, шкатулку, коробку), в котором ты его нашёл, может, что-то, да подскажет его назначение. Просто ходить и тыкать ключ в каждый замок - такой себе вариант, ибо закрытых дверей в Пэйнсрике просто невероятное количество, причём большинство из них вообще нам вообще не нужны. То же и с ящиками, коробками, шкафами - их все можно открыть, но в основном они абсолютно пусты, и, тем не менее, в поисках чьего-нибудь дневника или записки нам придётся обшарить всё.
Кто-то назовёт нелинейность и процедурность игры нудными, скучными и трудными. Представьте себе, есть и такие, которые ставили минусы игре из-за отсутствия интерактивной карты с навигатором. 99-ый год, какой к чёрту навигатор? Надо сказать, меня казуальность большинства последних игр тоже разбаловала, над некоторыми загадками пришлось знатно попотеть.
Если говорить прям о жёстких проколах, помимо некоторой нудности и затянутости, то это то обстоятельство, что жители города побросали все свои ключи и дневники у себя по домам. И ладно те, которые лежат в тайниках, некоторые из них валяются, грубо говоря, прямо на диване в гостинной. Я понимаю, что это игровая условность, но всё же. Ну, и то, за что игра имеет такие высокие оценки. То, за что для меня игра останется одной из лучших в своём жанре и в принципе.
Сюжет достоин если не Оскара, то приз за лучший детектив точно. Измены, убийства, интриги, ненависть, жадность, месть, разбитые сердца - всё это так лихо закручено, что от некоторых поворотов аж челюсть падает и больше не поднимается. Это покрывает все немногочисленные недочёты игры: если сперва перспектива долгой беготни по всему городу сначала пугает своей нудностью, то после того, как втянешься в историю, уже сам с удовольствием носишься от дома к дому с горящими глазами и сердцем, страстно желая докопаться до правды, восстановить справедливость, попутно ужасаясь тому, что с человеком может сделать отчаяние и жажда мести. Я давно не получала столько удовольствия от процесса расследования и такого морального удовлетворения от развязки.
СПОЙЛЕРЕсть, правда, небольшой нюанс. Не понятно, зачем в игре мистика. Разрабы пытались в реализм, и у них это прекрасно получилось! Для чего перчить и без того острый сюжет паранормальщиной — не ясно. Насколько я поняла, перед смертью Эндрю умудрился с помощью какого оккультного обряда призвать призрак погубленной Софии из-за чувства вины. И, как бы, она не сильно навязчива, до финала, где она спасает нам жизнь, она появляется только единожды. С другой стороны, я б в жизни не догадалась через подвал спуститься в канализацию, через неё в госпиталь и на крышу. Видимо, они не нашли другого способа пояснить за план действий. Я не очень люблю мистику там, где она нфиг не нужна, но да ладно, это не страшно.По итогу я прошла игру на 100% за 10 с небольшим часов. Хороший ли это резалт, я не знаю, но вот как-то так. По ощущению лично мне очень напомнило Everybody's Gone to the Rapture. Крайне рекомендую любителям квестов и детективов. Поставила бы 10\10, но очень хочется быть объективной, а по сему..
9,5 потерянных гостем кепок из 10.
Всем пис.
UPD: добавила скриншотов для наглядности.